mova.na.by Беларуская мова ў інтэрнэт - Каталёг рэсурсаў
Главная Добавить ресурс Контакт
BY RU
» Белорусский язык
» Общество
» Образование
» Организации
» Персоналии
» Культура
» СМИ
» Программы (software)
» Порталы и каталоги
» Прочее
» Статьи и книги


И.Литвин, Затерянный мир, или малоизвестные страницы белорусской истории

Вступление

А хто там iдзе?
Беларусы.
Я.Купала

Кто мы - современные белорусы? К сожалению, такой вопросы возникает в наши дни - во время существования самостоятельного и независимого государства белорусов, о котором мечтали многие поколения наших предков. Сомнения свойственны каждому мыслящему существу. Попробуем разобраться, что же это за страна - Беларусь, загадочная и непознанная для многих ее жителей.

Приходится констатировать, что национальные традиции и связь поколений нашего народа во многом прерваны. В отсутствии преемственности опыта кроется причина многих наших нынешних бед. Государство в своем развитии проходит те же стадии, что и человек. Когда маленький ребенок подрастает до определенного возраста, у него появляются вопросы о том, как он появился на свет. От того, насколько продуманы ответы его родителей, часто зависит формирование мировоззрения ребенка, его будущие успехи и неудачи. Пожалуй, один из самых тяжелых результатов получается тогда, когда до самого совершеннолетия человека убеждают в том, что его принес аист. Вырастает недоверчивый, озлобленный неудачник с набором комплексов и внутренних противоречий. Таких людей не любят и зачастую эксплуатируют их недостатки. Причина отставания в развитии такого человека проста - он учится только на своих ошибках, а другие - на чужих. Даже гений не может понять все многообразие жизни, опираясь только на собственный разум.

С большинством возникающих у человека проблем уже кто-то сталкивался в прошлом. Критический анализ чужого опыта позволяет с минимумом затрат найти правильный путь, или хотя бы не повторять ошибок. Исторический опыт Беларуси настолько насыщен и многообразен, что его с лихвой хватит нескольким народам, только изучай.

Белорусам достаточно хорошо знать свое прошлое, чтобы избегать ошибок при движении в будущее. Наша история - это не сплетни третьесортного уезда, претендующего на роль второсортной губернии. Находящаяся в центре Европы Беларусь влияла на глобальные исторические процессы Старого света. Длительное игнорирование роли нашего народа привело к современному состоянию европейской исторической науки. Она выглядит в виде двух, ничем не связанных обрывков - истории Западной и Восточной Европы. Связующее звеном между ними - это история Белой Руси и Великого Княжества Литовского, которая только теперь "стала выходить из подполья".

Наше государство не такое уж маленькое, как считают некоторые белорусы. Величие народа сильно приуменьшает комплекс национальной неполноценности. К примеру, Швеция, имея такое же по численности население, как и у нас, никому не позволяет к себе относиться снисходительно. Население целого континента - Австралии всего в два раза больше населения Беларуси. Наши ближайшие соседи - латыши восхищаются тем, что у нас есть мощная промышленность и большое население. Например, эстонцев на полмиллиона меньше, чем минчан, но для них это не является поводом для самоуничижения. Главным является не то, как к нам относятся россияне, немцы или американцы, а в то, как мы сами позволяем к себе относиться.

Белорусы чувствуют себя маленьким и беспомощным народом из-за недостатка национальной сознательности. Автору приходилось служить в Советской армии далеко от дома, в Сибири. Среди множества национальностей, составлявших армейский коллектив, каждая была уникальна по-своему. Основной отличительной чертой белорусов, иногда доходившей до абсурда и поражавшей военнослужащих других национальностей, была крайняя разобщенность. Белорусы, составлявшие половину личного состава части, к удивлению многих, никогда не имели решающего голоса. Мусульмане - казахи, не задумываясь, вступались за кавказцев, хотя между их родинами были тысячи километров. Белорусы же, находясь за тысячи километров от родины, делились на минчан, витебчан, гродненцев и т.д. К тому же, для полного контроля над белорусами от них добивались полной разобщенности. Особист, курировавший воинскую часть, даже дружбу гродненцев или минчан называл "опасным проявлением национализма".

Белорусы уже более десяти лет живут в самостоятельном государстве. То, что называлось "национализмом" и "сепаратизмом" во времена Советского Союза, теперь является основой государственности. Тем более досадно видеть противостояние людей, выступающих за сохранение независимости, т.е. за сохранение конституционного строя и тех, кто по долгу службы обязан этот строй охранять. На кого только не делятся белорусы! На социальные классы, слои, группы, группки, сторонников и противников чего только возможно. Белорусы делят свои силы и противопоставляют друг другу. В итоге, каждый остается одиноким и беспомощным винтиком, а потенциал нации близок к нулю.

Иногда приходится слышать о том, что все проблемы белорусов были бы решены, если бы они не были такими мягкотелыми, "памяркоўнымі". Следует заметить, что при отсутствии четких национальных ориентиров, "памяркоўнасць" - является единственным механизмом самосохранения. Берись белорусы при любом конфликте за автоматы, уже давно не было бы такой нации. Примеров же того, как белорусы воевали друг против друга и так предостаточно.

То, что в мирное время является лишь досадным недоразумением, в годы испытаний становятся трагедией. Говорят: "ворон ворону глаз не выклюет". То, чего не делают даже птицы, к сожалению, часто делают белорусы. Они не только запросто бьют, но и стреляют друг в друга. Во время Второй Мировой войны по разным оценкам от трехсот до пятисот тысяч белорусов воевало в партизанских отрядах. Примерно такое же количество было по другую сторону баррикады. Люди с оружием в руках воевали против возвращения зверств НКВД и узаконенных грабежей под названием "раскулачивание". Целые деревни становились полицейскими. Естественно, ни немцев, ни большевиков не интересовали мотивы поступков белорусов. И тем и другим белорусы были нужны лишь в качестве солдат. Многочисленные художественные фильмы о войне воспроизводят только половину правды. Вся правда слишком страшна и сейчас, спустя более полувека. Например, знаменитое сражение при прорыве блокады Полоцко - Лепельской партизанской зоны в 1944 году. С одной стороны воевали бригады Данукалова, Короленко, Романова. С другой - полки бригады Каминского и группа Ветвицкого. Первым помогали русские, а вторым - немцы.

Случай, когда одну нацию используют другие в качестве пушечного мяса отнюдь не уникальный. В начале 20-го века Польша оставалась разделенной между Австро-Венгрией, Германией и Россией. Во время Первой Мировой войны, поляки в австрийских мундирах и поляки в русских шинелях стреляли друг в друга. Чем успешнее они это делали, тем меньше становилось людей, создававших "польскую проблему". Только сильная личность - Пилсудский смог объединить поляков в единую нацию.

Во время Великой Отечественной войны обезлюдела значительная часть территории Беларуси. Например, в Россонском районе погиб каждый второй. Никто не хотел погибать, но почему так получалось? Много раз с экранов телевизоров твердилось, что уроки войны не должны быть забыты. В чем же они заключаются? Многочисленные фильмы и книги о войне пропагандируют национальную нетерпимость к немцам, но не несут никакой информации о причинах возникновения военных конфликтов и о том, как себя вести в случае их возникновения. Нам твердят: фашизм не должен повториться. Но нигде не говорят, что такое фашизм? Как узнать современных фашистов, если они славяне, не носят свастику и называются по-другому? Как белорусам не попасть в очередной раз между молотом и наковальней? Как бы ни складывалась ситуация у наших границ в будущем, жизненно необходимо воспитание хотя бы у молодежи чувства национального единства, как абсолютного приоритета.

Внутренние проблемы у белорусов оказались значительно более сложными и глубокими чем у соседних народов. Только досконально разобравшись и устранив внутренние противоречия, мы сможем перестать быть нацией неудачников. Быстрее найти свое место в современности и восстановить мир в душе белорусам поможет изучение своей истории.

Психологи-криминалисты считают, что чаще всего изнасилованиям подвергаются женщины определенного склада характера, имеющие комплекс жертвенности. Своим поведением они неосознанно будят агрессивные инстинкты и морально готовы к тому, что жертвой будут именно они. Происходящие с ними беды не заставляют их бороться, а лишь подтверждают внутреннее ожидание несчастий.

Белорусов называют многострадальным народом. Если беды происходят вновь и вновь, значит, что-то неправильно в нас самих. Что? Автор является лишь историком-любителем и высказанные здесь умозаключения не претендуют на то, чтобы стать догмами, а лишь предлагают направление поиска путей разрешения застарелых национальный проблем. Цель этой книги - побудить профессиональных литераторов, историков, ученых других специальностей и политиков разобраться в причинах белорусских комплексов, по возможности их устранить и выработать современную национальную идеологию, способствующую гармоничному и благополучному развитию нации. Автором сначала перечислены наиболее часто встречающиеся современные проблемы белорусов, а затем сделана попытка анализа истории, с позиций современной логики.

У Беларуси великая история и описать ее всю в одной книге невозможно. Автор и не ставит перед собой такую задачу. Основное внимание уделено тем периодам белорусской истории, которые чаще всего замалчиваются или преднамеренно искажаются. Читатели, для которых проблемы современности не представляют интереса, могут перелистнуть следующие две главы и открыть страницу, где находится "Начало белорусской истории".

Надеюсь, книга будет интересной не только для специалистов, но и для тех, кто не обладает глубокими познаниями истории.

Содержание

  1. Вступление
  2. Современность
  3. История
  4. Начало белорусской истории
  5. Всеслав Чародей
  6. Основание Риги
  7. Чингиз-хан
  8. Где ты, иго татарское?
  9. Литва и Русь
  10. Где ты, поле Куликово?
  11. Дмитрий Донской и его сыновья
  12. Тевтонский орден
  13. Грюнвальдская битва
  14. Европа после Грюнвальда
  15. Потерянная корона
  16. Наследники Ягайлы и его наследие
  17. Нулевая мировая война
  18. Петр I
  19. Цена империализма
  20. "Броня крепка и танки наши быстры"
  21. Вместо эпилога
  22. Список основной использованной литературы

ZIP Скачать книгу (в формате Word): Litvin_Zateriannyj_mir.doc

Источник: http://litvin.org